Площадь Победы
Скульптурная композиция на площади Победы города Иваново позволяет сразу понять, во имя кого освящен наш храм. Мы видим святого Георгия Победоносца, сидящего на коне и разящего копьем змея.
Для русского православного человека более привычным изображением святых остается живописная икона, написанная красками или созданная в мозаике.
Двадцать первый век – время активного возрождения церковной культуры. И на этой волне мы видим распространение традиции, которую все же нельзя назвать исконной. Это скульптурное изображение святых. Возможно, сейчас стали нужны более сильнодействующие средства – доходчивость образа, сходство его с окружающей действительностью, внешняя красота, возвышенный пафос, чтобы пробиться к непросвещенному верой разуму.
В то время когда восстанавливаются храмы, возвращаются святыни, идет закрытие и очерствение людских сердец, уменьшение любви. Поэтому центр города Иваново украшает радостный образ святого Георгия Победоносца – икона в металле.
На постаменте монумента помещены слова признания и благодарности потомков, заложены памятные капсулы будущим поколениям, чтобы не были забыты подвиги праведных воинов, поднявшихся на защиту своей страны, проливших свою кровь, погибших и умерших от ран в военные лихолетья всех веков нашей любимой Родины.
Господь Созидатель
Руками человеческими Господь строит и благоукрашает храмы. Пространство храма святого Георгия строго по убранству. Как у воина в снаряжении нет ничего лишнего, та и в этом храме вы не увидите пышности и узорочья. Удивительным образом Господь соединяет в храме святого Георгия образы Матери Божией, святых угодников с воинской тематикой.
Образ «Спас Нерукотворный»
Как стяг, как знамя ратников возвышается на западной стене образ «Спаса Нерукотворного». Знамя происходит от слова «Знамение», стяг от слова «стяжать», а значит собирать воинов. Это полотна с изображением православных ликов. Знаменам воздавались большие почести. Они освещались патриархом по чину святых икон.
С древних времен великие князья ходили в походы под такими стягами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов.
Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех». В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говориться: «и велел государь хоругви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворный».
Предание о появлении Нерукотворного образа прослеживается с первой половины IV века. История связана с царем Эдессы Авгарем V Уккамой, который был тяжко болен. Он услышал об Иисусе Христе и захотел исцелиться. Но сам ко Христу добраться не мог. И отправил придворного художника написать образ Спасителя. После того, как посланный им художник не сумел сделать изображения, Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так Нерукотворный образ помог исцелиться царю. А знамя века сопровождало русскую армию, поднимая воинский дух ратников.
Икона «Брак в Кане Галилейской. Претворение воды в вино»
Незадолго до престольного праздника иконы храма были с любовью размещены на стенах и пилонах. А в день святого Георгия читалось Евангелие:
- На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
- Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
- И как недоставало вина, то Мать Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
- Иисус говорит Ей: что мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой.
- Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то делайте.
- Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших (по обычаю) очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры.
- Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
- И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
- Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином. – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
- и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
- Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. (Ии,2:1-11).
Господь в своем делании не только являет первое чудо, Он благословляет брак. Евангелие о чуде в Кане обычно читается при совершении церковного таинства брака. После этого чтения священник предлагает жениху и невесте испить чашу благословенного вина. Это означает начало их общей жизни и единства и любви Христовой, начало созидания в своей семье «малой домашней церкви».
А для воина семья – это его тылы. А тылы должны быть верные и многомощные.
Икона «Обличение царя Ирода»
Иконы по правую и по левую сторону свидетельства Евангелия. Обе иконы дополняют друг друга. В сюжетной линии праздничный пир.
Но если свадебный пир завершается чудом, то другое застолье заканчивается расправой. Попробуем прочитать название иконы «Обличение царя Ирода».
Обличение – делать явной чью-либо виновность, преступность; высказывать правду о чьем-либо дурном поступке, возвращать настоящее лицо.Обличителем здесь является Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн.
Знак перед именем Иоанна Предтечи означает «святой» Святой Иоанн безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это и пострадал.
Царь Ирод Антипа (сын царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу. Тот укорял его в оставлении законной жены и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода. Филиппом. Она ненавидела святого пророка и всячески хотела заставить его замолчать.
В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломня, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери.
По преданию, голова продолжала обличать Ирода, Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в нечистое место.
Но Иоанна, жена царского сановника Хузы, отыскала и похоронила главу на Елеонской горе. А ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.
В память об этом событии 11 сентября проходит под строгим постом и отмечается как день Усекновения честной Главы сявтого Иоанна Крестителя и день трезвости. Мы еще вернемся к этой истории.
Икона Божией Матери «Трех радостей»
Особое место среди образов храма отведено святому Пророку и Крестителю Господню Иоанну. И это понятно, Иоанна Предтечу города Иваново-Вознесенск почитает одним из своих святых покровителей.
Вот и на иконе «Трех радостей» мы видим святого Иоанна. На иконе он явно старше младенца Христа. Младенец Иоанн пришел в мир на полгода раньше. Что же мы знаем об этой иконе?
В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь. Через сорок лет Божия благодать прославила икону дивными знамениями.
Предание гласит, что однажды на некую знатную женщину за короткий промежуток времени обрушилось сразу несколько несчастий – муж ее был оклеветан и отправлен в ссылку, имение отобрано в казну, а единственный любимый сын, опора и утешение несчастной женщины, во время войны попал в плен.
Оказавшись в безвыходном положении, бедная женщина обратилась с горячей молитвой к Царице Небесной, прося ее милостивого заступления.
Владычица небесная услышала слезные моления несчастной – однажды во сне женщина услышала голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней.
Долго искала скорбящая женщина образ по московским церквам и нашла его, наконец, на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолившись Пресвятой Деве, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из плена и имение возвращено из казны. Отсюдо и пошло наименование иконы – «Трех радостей».
Икона Божией Матери «Знамение»
Икона Божией Матери именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Ее, на фоне круглого щита, благословляющий Божественный Младанец – Спас-Эммануил.
В 1170 году соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Иоанн дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили – враги пустили в крестный ход кучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекали слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы, бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.
Киотный крест
После Куликовской битвы на братской могиле святой Дмитрий Донской водрузил поклонный Крест и установил празднование Дмитровской субботы. В нашем храме это один из важных праздников в череде служений. Крест – это символ страдания, и символ великой любви Бога к человеку.
Над канунным столиком — каноном размещен киотный крест. Чаще всего со Спасителем изображены предстоящие Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. На распятии нашего храма изображен также римский воин Лонгин, центурион (сотник), пронзивший копьем бок распятого Иисуса Христа. Церковное предание сообщает, что он, кроме того, что был в составе стражи при Кресте, охранял и Гроб Господень. Лонгин был и свидетелем воскресения Иисуса Христа. После этого он и другие воины уверовали во Христа и отказались лжесвидетельствовать о том, что тело Христа выкрали его ученики. За свою веру они были обезглавлены.
Икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя» с образом святого Христофора
О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея и Марка. Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова. Божий гнев обрушился на тех, кто решил погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый дед не перерезал ее шеи. Голову ее отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигила (37-41гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галилею, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
В правом верхнем углу иконы размещен образ святого воина Христофора. Его имя переводится как «несущий Христа». Святой Христофор изображен с зазеленевшим сухим посохом. Память о нем совершается 22 мая в день святого Николая Мирликийского.
Икона святого Николая Мирликийского чудотворца.
Имя Николай является одним из самых распространенных в христианском мире. Перевод имени Николай – «побеждающий народы». Святой Николай особо почитается среди морских воинов — моряков. Вероятнее всего это связано с несколькими чудесами, описанными в житии святителя Николая. Во время путешествия святитель Николай предсказал морякам страшную бурю, которая должна была вот-вот обрушиться на судно. Так и случилось. Шторм был ужасным. Спутники святителя Николая в отчаянии просили его молиться Богу об избавлении от смерти. Святитель всех утешил, велел мужаться и надеяться на Бога. Буквально сразу по его молитве ветер стих и море успокоилось. Тогда же случилось другое чудо. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Святой Николай Чудотворец воскресил его своей молитвой на глазах удивленных спутников. После чего корабль благополучно пристал у берегов Александрии.
История о помощи святителя Николая морякам во время шторма в житии повторяется дважды. Много чудес продолжает совершать святой Николай, не случайно на лице русской земли много храмов во имя угодника Божьего.
Иконостас
Человека входящего в храм взгляд соединяет с иконостасом – рядом икон, размещенном в особом порядке. Иконостас храма в честь Великомученика и Победоносца Георгия выполнен в греческом стиле со строгим орнаментом. Красный цвет мраморных полуколонн напоминает нам о жертвенности и страданиях. Белый цвет мрамора говорит о святости воинства, о свете его побед над врагом, который виден через многие века.
Проект иконостаса предполагает размещение образов воинов первых веков и русских святых, а также ангелов – небесных воинов.
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы
Незримым образом иконостаса является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, которая размещается на царских вратах. Благовещение означает «благая весть» или «добрая весть». А по-гречески Евангелие.
В этот день Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил ей о рождении Христа – Сына Божиего и Спасителя мира. Слова архангела, «Радуйся, Благодатная», стали первой «благой» вестью после грехопадения. Мария, увидев в словах служителя волю Божию, произносит : «се Раба Господня; да будет мне по слову твоему». Считается что с этого момента она стала ожидать рождение Рождение Иисуса Христа.
Икона «Тайная вечеря»
Икона Тайной вечери вписана в архитрав – несущую балку иконостаса.
В Евангилии вспоминаются три трапезы – свадьба, день рождения и празднование ветхозаветной пасхи. Последняя получила название «Тайная вечеря». На ней Господь установил Таинство Евхаристии (Благодарения). Названо оно так, потому что Иисус Христос, возблагодарив Бога, претворил хлеб и вино в Тело и Кровь Свою, повелев совершать такое Тайнодействие в его воспоминание до скончания века. Оно совершается у нас и теперь за богослужением, называемым Литургией или Обедней.
Икона Господа Вседержителя.
По левую сторону от царских врат находится поясная икона Иисуса Христа.
Существуют два употребляемых названия этого образа – Спас Вседержитель и Пантократор.
Спасом Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершенного прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой Своих страданий во время Страстей Христовых. А слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель.
Вседержителем Спаситель называл Себя Сам в последней книге Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова»: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его… Я есть альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, который был и есть и грядет, Вседержитель».
В храме есть и другое изображение — Господь Вседержитель на троне или Спас на престоле. Христос здесь изображен в полный рост, сидящим на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука все так же благословляет, а левая держит открытое Евангелие.
Икона Божией Матери «Владимирская»
По правую сторону от Царских врат размещена Владимирская икона Божией Матери. Каждый день празднования этой иконы – освобождение Москвы от нашествия иноплеменников.
По приданию, Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Богородица, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет!»
В 12-м веке икона была прислана в дар от патриарха Константинопольского великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Его сын Андрей Боголюбский, по велению Царицы Небесной, перенес икону в пределы Владимирские. В 1480 году она перенесена в Москву на постоянное хранение. С 8 сентября 1999 года чудотворная икона Божией Матери находится в Москве в храме святителя Николая в Толмачах.
Икона святого Великомученика Георгия Победоносца
С левой стороны от иконы Спасителя размещена храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца. Святой Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут, у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Святой Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2).
Икона святого благоверного великого князя Александра Невского
Святой Благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода Большое Гнездо. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. Александр Ярославович — великий князь Владимирский с 1252 года. До этого княжил в Новгороде Великом. В 1240 году одержал победу над шведскими рыцарями, вставшими лагерем у впадении реки Ижоры в Неву, проявил мужество и талант полководца, за что был прозван Невским.
Поссорившись с новгородцами, ушел княжить в Переславль-Залесский. Вернулся обратно по просьбе горожан. В 1242 году разгромил немецких рыцарей на льду Чудского озера и заключил мир с Ливонским орденом и его союзниками. Несколько раз Александр был вынужден ездить в Орду получать ярлыки на княжение сначала в Киеве, а потом и во всей Северо-Восточной Руси. Умелой политикой Александр добился освобождение русских от участия в завоевательных татарских походах и предотвратил нашествие ханов на Русь. Им усилена великокняжеская власть в стране. Умер великим князем владимиро-суздальским, возвращаясь из Орды.
Нетленный мощи благоверного князя были открыты по видению перед Куликовской в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.
30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 года, восстановленное в 1730 году.
В городе Иваново есть поклонная часовня в честь благоверного князя Александра Невского, которая находится на Шереметевском проспекте Иваново-Вознесенска.
Икона святого благоверного великого князя Димитрия Донского
Благоверный великий князь Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексея Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению преподобного Сергия он заложил в 1378 году Успенский Стромынский монастырь; предполагалось в преддверии решающей битвы с Ордой собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь. Настоятелем монастыря стал ученик преподобного Сергия Леонтий. Другой, также Успенский монастырь великий князь построил в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. Его называют монастырем на реке Дубенке; первым его игуменом также был ученик преподобного Сергия, будущий святой Савва Звенигородский. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы: победа произошла именно в этот праздник. Также после победы Димитрий Иоаннович построил Николо-Угрешский монастырь под Москвой и опять-таки с помощью преподобного Сергия Димитрий Иоаннович выстроил Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря.
Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Так в Великую Отечественную войну именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих. Имя князя Димитрия в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия стояло рядом с именем святого Александра Невского, оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству.
Икона святого великомученика Димитрия Солунского
Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции.
Родители тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту.
Димитрия вызвали к императору, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям., но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили.
В правление императора Константина Великого (324-337гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления.
В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Икона святого великомученика Феодора Тирона (молодого воина)
Святой мученик Феодор Тирон был воином в городе Аласия Понтийской области под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста.
Икона святого великомученика Феодора Стратилата (военачальника)
На пилоне размещена икона святого Феодора Стратилата. Святой великомученик Феодор Стратилат пострадал за Христа в Ираклии 21 февраля 319 года. Он отказался поклониться идолам, и за это был подвергнут жестоким наказаниям. Во время мучений он приказал своему слуге Уару записать день его смерти и похоронить в имении родителей в Евхаитах. Перенесение мощей состоялось 21 июня того же года. В 2019 году мы отметили 1700-летие со дня его мученической смерти.
Икона Божией Матери «Софии – Премудрость Божия»
Икона-список с Константинопольской иконы Софии императора Юстиниана и относится ко времени построения Новгородского собора.
Центральной фигурой иконы является Вседержитель в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами, между которыми расположено подножие. Престол понимается как атрибут царского достоинства. По сторонам изображены Богоматерь и святой Иоанн Креститель. Над головой Ангела – благословляющий Христос Спаситель. О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по словам апостола Павла, который говорит: «…… мы проповедуем Христа распятого….Христа, Божию силу и Божию премудрость…во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога…» (1Кор.1:23-24, 30). Первоначальная иконография предполагает небесное воинство – ангелов, которые определяют горний мир и на многих иконах Софии выписаны. На этой иконе Ангел один, но именно Он и есть Создатель ангельского воинства, которое приходит на помощь воинам земным.
Икона святителя Луки, архиепископа Симферопольского, Крымского
История нашей страны знает множество людей, послуживших ее становлению, возвеличивая ее как святую Русь. Но где она, святая Русь? И можем ли мы назвать так современную Россию? Вопрос непростой, но ответ на него, как видится, лежит вне физических законов и исторических рамок. Святая Русь – это вневременное устроение. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских.
И среди них мы видим величественную фигуру cвятителя Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого; 1877–1961) – ученого с мировым именем, профессора хирургии и топографической анатомии, одного из основателей регионарной анестезии и гнойной хирургии.
В течение многих лет Валентин Феликсович работал земским врачом в самых разных частях России – от юга родины до самых крайних точек на севере страны. В самый разгар антирелигиозной пропаганды профессор, главный врач большой больницы города Ташкента, хирург принимает священный сан. «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: «Не могу молчать!“. И я чувствовал, что мой долг – защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому», – вспоминает он.
В 1923 году отец Валентин (Войно-Ясенецкий) принял монашеский постриг с именем Лука и был рукоположен во епископа. В сане епископа за исповедание православной веры прошел тернистый путь лагерей, принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1946 году возведен в сан архиепископа, награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. За выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях крупных суставов» был награжден Сталинской премией I степени, а за участие в Великой Отечественной войне медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Практически до последних дней святитель Лука сочетал епископское служение с хирургической практикой. В 1995 году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви, в 1999 году – к лику святых Красноярской епархии. В 2000 году – к лику святых Русской Православной Церкви.
Икона «Воскресение Христово»
Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. «песах» — букв. «переход»; пер. «избавление»), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи. Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель.
Христос восстал во славе. Трудно до конца представить как можно это изобразить. Апостол Иоанн говорит:
«И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Для Иоанна Богослова важно то, что слава видима и сравнима с излучением солнца и луны, но превосходит и (Отк. 21:23).
На иконе Господь Спаситель стоит на поверженных вратах, закрывающих некогда вход в ад. Правая рука Иисуса держит руку Адама, в левой руке Его свиток. Рядом, по левую сторону, находится Ева, с надеждой смотрящая на Спасителя. На заднем фоне иконы стоят ветхозаветные пророки и праведники. Среди них Пророк Иоанн Креститель.
Христос воскрес, победив смерть. Но и после его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает уносить свои жертвы. Но она только переплавляет сосуды нашей души – тела для воссоздания в день воскресения в новом, духовно обновленном виде, так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия.
…Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем (Рим.8,2)